Зачем мэр Братска ловит хайп на мусоре?

Зачем мэр Братска ловит хайп на мусоре?

Несколько взволнованных обращений поступило мне от жителей Братска: во многих городских СМИ  прогремела новость о том, что вот-вот в нашем городе развернется новый полигон под токсичные отходы с Усолья-Сибирского. Братск уже сравнивают с городом Шиес в Архангельской области, где строят полигон для отходов из Москвы.  

Согласовано Росприроднадзором

Источником первоначальной информации о том, что в Братск повезут отходы 3 класса опасности, стала руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) Светлана Радионова во время посещения ООО  «Усольехимпром», ООО «Усолье-Сибирский силикон».

— Проект вывоза отходов с территории предприятия бывшего «Усольехипрома» планируется подготовить к концу июня.  Экологическая экспертиза была пройдена еще в прошлом году. Согласно проекту, отходы 1 и 2 класса опасности планирует принять «Кубаньцветмет» (Краснодарский край), 3 класс — полигон в Братске, 4-5 класс, куда входят коммунальные отходы и пленка — в Ангарске, — заявила Светлана Радионова.http://rpn.gov.ru/news/svetlana-radionova-poseshchaet-irkutskuyu-oblast

У страха мэра глаза велики

Следом, 24 июня, в понедельник утром мэр Братска собрал «экстренное» совещание, где по всем возможным каналам информирования заявил, что никакие отходы в Братск с Усолья не поедут. Некоторые сторонники главы города даже писали в комментариях в социальных сетях, что готовы на подъезде к городу разбить палаточный лагерь и не пускать машины с отходами в Братск.

Похвальная борьба за чистоту. Однако в тот же день областное правительство распространило пресс-релиз о том, что ООО «Братская служба санитарной очистки» дало согласие на возможное размещение на полигоне ТБО в Братском районе (не в Братске) отходов 4 класса опасности http://irkobl.ru/news/721735/.

Проектная документация получила положительное заключение государственной экологической экспертизы. Речь идет о размещении 35,4 тысяч тонн отходов только 4 класса  опасности, который  оказывает минимальное влияние на окружающую среду.

Отмечу, что к 4 классу опасности относятся, к примеру, отработанные покрышки, которые активно используются в благоустройстве городских дворов и о возможном запрете которых мы недавно  писали http://kutergina.com/pokrishki-dvori/?fbclid=IwAR1rpObpqwaG968A_p13dxfwSRYXNibI71AsaPsbqEjat6qZP-YAEkh_ZGs

Что повезут в Братский район?

В Правительстве добавляют, что отходы составляют спецодежда из натуральных, синтетических, искусственных и шерстяных волокон с загрязнением нефтепродуктами менее 15%, отработанная незагрязненная резиновая обувь, утратившая потребительские свойства, противогазы, утратившие потребительские свойства, малоопасные отходы грунта, оставшиеся после проведения открытых земляных работ, бетонный и железобетонный лом от демонтажа строительных конструкций.

Иными словами, как заверяют областные власти, ни о какой ртути речи и близко не идет — этот класс отходов вообще вывезут из региона туда, где есть установки для утилизации ртути. Также речи не идет об использовании Братского полигона ТБО в Центральном районе Братска для этих целей.

Места для мусора нет

Замечу, что не так давно, в ходе обсуждения изменений в Генплан города, депутат думы Братска Эдуард Демин сообщал, что братские полигоны практически полностью «забиты» мусором, а глава градостроительного комитета администрации Братска Марина Смирнова сообщала, что в Братске в принципе нет земель под новые полигоны — их развитие возможно только на территории Братского района.  

Иными словами, о какой-то новой свалке для ртутьсодержащих отходов рассуждать вообще не приходится, и зачем мэр Братска устроил борьбу за экологию Братска на пустом месте, не ясно.

Человеку, плотно связанному с компанией РУСАЛ, являющейся основным загрязнителем не только воздуха, но и почв в Братске, видимо, в целях пиара и хайпа очень хочется нести благодатное экологическое знамя — накануне очередных выборов в мэры.

Переработать нельзя захоронить

В то же время опасения Сергея Серебренникова могут оказаться и не лишними: мало ли куда в действительности повезут отходы, да и  ртуть среди одежды может оказаться очень даже легко.

На мой взгляд, все беды в России — от ее масштабов и пространств. Невозможно представить, чтобы где-нибудь в небольшой европейской стране отходы, которые можно переработать, начали бы где-то захоранивать и складировать. Загрязнять землю, вместо того, чтобы посадить лес или разбить пастбища.

Это кажется неэкологичным, глупым и даже преступным. Самое удивительное, что в Братске есть предприятия, перерабатывающие отходы 4 класса опасности. Ту же резиновую обувь можно переработать, не говоря уже о том, что одежду можно попросту сжечь.

Тем не менее, под отходы выделяется большой участок земли, инженеры создавали проект и смету, будет работать погрузочная техника, преодолевая огромные расстояния от Усолья до Братска. Это кажется крайне несовременным, но такова российская действительность. 

Елена Кутергина 

 

 

1 616
Поделитесь в соцсетях