10 лет Братской епархии: как и почему в Братске и районе строится много церквей?
Здорово жить, когда не ставишь себе границ и не увлекаешься стереотипами.
Это я к теме Русской православной церкви, которую в наших городских сообществах и СМИ постоянно критикуют и троллят. Это какой-то странный тренд, который, возможно, вырос из большой медийной повестки, формируемой с какими-то определенными целями, а вот для меня эта тема всегда была понятной и не вызывала каких-то серьезных противоречий.
К РПЦ я отношусь, прежде всего, как к части традиционной русской культуры, и на днях мне выпала возможность погрузиться в эту культуру максимально. В Братском районе три дня присутствовал митрополит Иркутский и Ангарский Максимилиан, возглавляющий и Братскую епархию, по знаменательному поводу. В селах Добчур и Кобляково освятили два новых храма, и в Кобляково вместе с мэром Братского района Александром Дубровиным я принимала участие в этом большом для села событии.
Скажу сразу, это не проходное и не формальное мероприятие для галочки – в этот процесс нужно было погрузиться, ведь он длился порядка трёх часов. Я заранее прошу прощения, если всё слишком упрощаю, но буду говорить простым, не церковным языком.
Мы выехали из города в субботу в 7.30 утра, чтобы быть в Кобляково в 9.00. Собрались прихожане, священнослужители, и процессия началась. Меня поразило, насколько всё слаженно, торжественно и интересно организовано. Мне трудно описать это, но особенно меня тронули слова владыки в конце, когда он своей необыкновенной, чистой речью, западающей в душу, говорил о вере, о том, что сегодня происходит в этом селе и какое значение имеет появление здесь храма. Я вообще всегда с вдохновением слушаю наших братских священников, потому что считаю их образованными и наполненными и искренними людьми – то, какое знание они несут в нашем городе, невозможно сыграть, это нужно только чувствовать. Я должна признаться, что иногда отправляю в нашу церковь людей, которым не могут помочь психологи в связи с тяжелыми утратами, а в наших храмах помогают, и люди очень благодарны.
Возвращаясь в Кобляково, не могу не сказать об истории появления здесь храма. Идею его создания вынашивал местный житель, и как рассказывает его мама, первые годы на деревенских сходах его даже не хотели слушать.
— Люди просто вставали и уходили, — говорит Мария Александровна Шаманова.
И когда Олега не стало, для матери воплощение его мечты о строительстве храма в Кобляково приобрело особое значение.
Мария Александровна рассказывает об огромных трудностях в оформлении земельного участка под церковь. Это только кажется, что РПЦ всё просто и легко достается – Александр Дубровин отмечает, что в некоторых случаях приходится действовать через суд, процессы оформления могут длиться год, а то и более.
Стройка, совершенно понятно, — дорогостоящий и длительный процесс, но Братской епархии с владыкой удалось за 10 лет работы перезапустить, как говорится, многие процессы – люди стали доверять Максимилиану и его команде.
— Конечно, на одни только пожертвования прихожан построить храм невозможно. Пожертвования уходят на оплату коммунальных услуг, на текущую деятельность. Храмы создают меценаты. В Кобляково объединяли усилия фермеры, поддерживали крупные компании района. У нас бывают истории, когда появляются каменные церкви в небольших поселках, как это произошло в Нижнеилимском районе: уроженец этой земли является крупным строителем в Москве, и он построил храм в Березняках, — рассказывает владыка Максимилиан.
Он подчеркивает, что за годы работы в Приангарье епархия многому научилась в организации строительства храмов, овладела юридическими тонкостями и ведет слаженное поэтапное возведение объектов.
— Нас часто спрашивают: «А зачем вы набираете столько земли, ведь вы еще на старых участках не построили храмы». Тогда я отвечаю, что мы ведь заводим детей, не дожидаясь, когда старшему исполнится 18 лет. Мы никогда не знаем, как будет складываться то или иное строительство, но мы знаем, что храмы будут завершены, потому что они нужны, – говорит владыка.
К слову, сейчас в Братске возводятся сразу несколько храмов, освященных мест для будущего строительства еще больше.
Иногда в соцсетях пишут, что очень уж много церквей в городе стало появляться – лучше бы строили школы.
— Братск – особенный город. Он появился в период, когда храмы не создавались. В этом смысле для нас это сложная непростая территория, где много задач, — отмечает Максимилиан.
Корректности владыки можно только позавидовать, я же еще добавлю, что строительство храмов – да, оказалось более жизнеспособным и востребованным в Братске, чем строительство школ. Почему? А кто гонит людей из города, из-за чего уменьшается население и, как следствие, рождаемость? Кому пивной магазин важнее стадиона? Кто не верит в свой город и считает его дырой? Хорошо переложить ответственность на чиновников или на церковь, но Братск – территория абсолютно жизнеспособная, однако, ее развитие зависит только от нас и пересмотра нашего отношения к ней.
Братская епархия в своей миссии непоколебима, и это вызывает огромное уважение. Наше посещение Кобляково закончилось трапезой, очень, кстати, простой. Никаких заморских деликатесов на столе не было. Но было, как выразился владыка, истинное христианское общение. И я подумала, что такое общение куда интереснее шумной пьянки где-нибудь на Зябе. Это был неспешный разговор с шутками, тостами, историями из жизни священников. Митрополит рассказал, как много он ездит по нашему бездорожью, в какие истории попадает и как всегда они заканчиваются благополучно. Я в тот момент подумала, что он мог бы сидеть в высоком зале какого-нибудь иркутского прихода и никуда не ездить и ничего не делать – сан позволяет. Но это совсем другой человек, и вот на этом свойстве характера и вере в своё дело, я думаю, и развивается русская православная церковь в нашем отдельно взятом регионе.
В завершении хочу сказать, что очень горжусь Александром Дубровиным, который поддерживает и погружается в такие истории –неформально, искренне. Субботним утром он не отсыпается после тяжелой рабочей недели, а от и до с людьми, с прихожанами. Он отмечает, что близится завершение строительства еще одного храма в Александровке, также планируется строительство и в Кузнецовке.
— Конечно, мы заинтересованы в развитии таких центров православия. Вы знаете, как живёт наша деревня сегодня, духовные наставники с местом притяжения людей необходимы. Более того, мы связываем с развитием православия и повышение правильной занятости населения, ведь наши священнослужители отличаются высокими организаторскими способностями. При церквях развиваются патриотические движения, люди больше вовлекаются в организацию и участие в церковных праздниках, ритуалах. Как можно противиться этому? – отмечает Александр Дубровин.
Прекрасный день, прекрасный повод увидеть Кобляково и Братскую епархию с новой для себя стороны. Желаю развития и дальнейшего процветания этой важной и нужной деятельности.