Блистательный Баранцев

Блистательный Баранцев

Если «при ГРОМОВЕ» главным был «план по алюминию» и экономическая устойчивость, что шла на пользу и городу в целом, то с приходом БАРАНЦЕВА появилась важнейшая составляющая жизни — искреннее внимание к человеку труда, о котором многие и думать-то перестали, если угодно — человеческая человечность.

Согласно русской пословице «Рыба ищет, где глубже, человек – где лучше». Невероятный факт: впервые(!) за многие годы людей не увольняли или «сокращали», а приглашали на достойную, высокооплачиваемую работу! Не было во всей округе таких людей, что не мечтали бы работать на БрАЗе; устроиться на завод было невероятно трудно – недаром «сарафанное радио» разносило, а рекламные листки и газетки печатали призывное «отдам зарплату тому, кто поможет устроиться на завод» … кто — за три, кто — за шесть месяцев и даже за год вперёд. На завод потекли и побежали людские реки профессиональных специалистов с самых разных предприятий – больше всего их было с БЛПК. Однажды, даже было проведено особое совещание, в ходе которого была достигнута договорённость о невозможности «переманивать» работников с лесопромышленного комплекса на БрАЗ и обратно.

Долгих два месяца на БрАЗе работала представительная Приёмная комиссия, чтобы отобрать лучших из лучших в свой коллектив. При Баранцеве носить звание бразовец стало невероятно престижным, а за возможность сотрудничать с заводом боролись многие сторонние предприятия и организации! После процессов «разложения» идеологии, внутреннего предательства, развала страны и десятилетнего периода «кровавых 90-ых» Алексей Георгиевич не «разводил турусов», а просто подарил надежду, он вернул людям забытый коммунизм и, в добром, настоящем понимании, Баранцева однозначно можно называть «красным директором». Фактически, Алексей Георгиевич возродил социалистическое соревнование между отделами и подразделениями, корпусами и цехами, командами и предприятиями. Это он завёл традиции благодарить людей труда и чествовать Профессии! Без какой-либо партийной принадлежности, но он сумел сделать так, что люди вновь начали гордиться Грамотами и Благодарственными письмами – там стояла ЕГО подпись, известная каждому – подпись самого Баранцева! (кстати, очень похожая на известный знак/логотип БрАЗа). ФОТО 3

Баранцев умел ПОТРЯСАТЬ СОЗНАНИЕ! — высших чинов и губернаторов, всемирно известных олимпийских чемпионов, Президентов спортивных Федераций, градоначальников, министров, преподавателей, неискушённых поварих, продавцов, врачей и скромных водителей. Он никогда не лебезил, не заискивал и не «пресмыкался» ни перед каким начальством: говорил и докладывал только по делу – вот задача, вот проблемы, вот так мы их решаем, вот такие перспективы и т. п.; он настолько был убедителен, что ему нельзя было не поверить! Один только факт того, что сам Губернатор Иркутской области Борис Александрович ГОВОРИН трижды приезжал на БрАЗ, к Баранцеву – говорит об очень многом, иные мэры городов могли лишь мечтать о подобном. Борис Александрович во всеуслышание завил на одной из пресс-конференций – «БАРАНЦЕВА надо клонировать и тогда мы сможем восстановить страну!». Общеизвестно, что в советское время директорам больших предприятий–гигантов/на случай возможной войны/автоматически/ присваивалось звание «Генерал-майор». Мне думается, что Баранцев мог бы быть только командармом и не ниже звания «Маршал». В особых случаях и ситуациях он, как единый оголённый искрящийся нерв, сплетался в толстый и прочный стальной канат, как и Георгий Константинович ЖУКОВ в художественной киноэпопее «Блокада» /режиссёр Михаил ЕРШОВ, в главной роли Михаил УЛЬЯНОВ/, 1973-1977 гг.

 

Он преобразовывал саму Жизнь: в стабильную, улыбчивую, яркую и насыщенную, радостную и настоящую — когда ждёшь завтрашнего утра и веришь в будущее, строишь планы, надеешься… Рабочий день по 19-20 часов на протяжении целого года! После бешеного распорядка, когда сердце могло взорваться в любую секунду, Генерального директора чуть «попустило» и он стал отдыхать «побольше» – на час или полтора. Люди на БрАЗе с нетерпением ждали, когда же у него будет хоть какая-то командировка и можно будет чуточку перевести дух, осмыслить сделанное, понять и проработать новые задачи и оглянуться назад: неужели мы это сделали!? В отличие от неумных других «я – молодец, я – красавец, я – бравый, со значками, в папахе, я, только я во всём один, лишь только я» — Баранцев никогда не выпячивал себя лично. Для Баранцева была важна не только и не столько оценка его труда руководством – здесь он был уверен и спокоен, но и то, что скажут и как отметят это простые люди – заводчане и горожане. Он не

кичился собственным статусом и всё время говорил «МЫ»: мы сделали, мы – организовали, мы – добились, мы – создали.

Так появились многочисленные фото-стенды «Было… – СТАЛО!» Заводчане не могли поверить своим глазам, как быстро меняется и преображается их завод!

Альпинисты красят высокие трубы; из-под многолетней и многослойной грязной глинозёмной пыли на торцах корпусов появляются неповторимые прекрасные панно времён советской промэстетики; помещения до блеска чистят и моют девчата из подразделения Любови Петровны ЗЕНКИНОЙ; ОАО «Братскпромстрой» Владимира Алексеевича РЫХАЛЬСКОГО совместно со специалистами завода возводит фонтан у заводоуправления, обновляют и ремонтируют крановые пути и МНР; неутомимой пчёлкой повсюду заметна правая рука Генерального директора, зам. по хозяйству — Валентина Павловна ПУЧКОВА. Редчайший случай! – за эстетику и благоустройство промышленного предприятия на Всероссийском конкурсе завод удостоен Высшей награды — немалая заслуга в этом работниц цеха зелёного строительства Татьяны Сергеевны КОРЖЕВСКОЙ, что высадили десятки тысяч(!) цветов, растений и кустарников.

 

В день знакомства нового Генерального директора с коллективом заводоуправления, когда тот, в сопровождении профсоюзных лидеров Виктора Яковлевича ШЕВЦОВА и Михаила Михайловича ГРИБАЧЁВА открывал каждую дверь, заходил, и со всеми здоровался, меня в ту минуту не было в кабинете — я работал в одном из цехов. Ему доложили, что здесь работает и отвечает за культуру ещё один человек – Игорь Анатольевич КРАВЦОВ. Дословно(!) прозвучало: «Кто такой? не знаю – уволить!» Представьте: ты возвращаешься на своё рабочее место, /по пути тебя провожают такими взглядами, словно ты «живой труп»/, а в кабинете коллеги тебя окончательно приговаривают «волей нового вождя» — «Ты не расстраивайся, но тебя уволили, сдай сотовый телефон шефу службы связи Сергею Леонидовичу КСЕНЦОВУ». Закономерная реакция – с какого перепугу?? Это ж не бакалейная лавка — что за «купчик» объявился?.. Градус настроения быстро приближается к нулю. Спустя день или два, мне вручают нотный листок с т.н. «Гимном» завода, который нужно исполнить через неделю. Почему «т.н.»? – поясняю: всё дело в том, что между первоначальным вариантом, который написал самодеятельный автор, работник завода, и итоговым — как бы сказали в Одессе – это две большие разницы. Из-за отсутствия времени, песня про «горячий металл» была записана очень наскоро, почти впопыхах. Лишь позднее, при непосредственном участии профессиональных музыкантов и аранжировщиков, родился тот самый, известный теперь очень многим, «Гимн БрАЗа». Впоследствии, он по-настоящему, олицетворял мощь самого крупного в мире флагмана алюминиевой отрасли и единство братских металлургов — отдельная благодарность за этот труд Андрею ИВАНОВУ /студия «Музыкальная линия», Красноярск/.  Была даже мысль сделать это произведение единым для всего РУСАЛа, но (ввиду объёмности текста) дальше слов дело так и не пошло.

…Итак, премьерное прослушивание, до 35-летия завода остаётся пара дней. Я – на сцене, а в центре пустого тысячного зала рассаживается пять человек во главе с Генеральным. И вдруг, в полной тишине, менторским тоном раздаётся директорское: «Споёт плохо – уволю к …ой матери!» Легко себе представить, что подобный выкрик явно не добавил мне вдохновения: ёлки-палки! да что за «барин» тут расселся? Откуда, что это такое!? как он может себе такое «распальцованное» хамство позволять!? Стою – пунцовый от негодования, внутри всё бурлит и клокочет (а ведь ещё надо спеть целых 32! строки незнакомого текста)!

Первое желание – развернуться, плюнуть и уйти. Но я – профессиональный исполнитель! я – артист и сейчас я докажу это. Я – братчанин! От злости пою так, что после финальных аккордов, он встаёт с места и начинает яростно аплодировать. Затем подходит к сцене, крепко жмёт мне руку и произносит: «Извини, я был не прав. Можно тебя попросить спеть ещё раз?..»

Вот так, мгновенно, за долю секунды, как после огненной вспышки на солнце, растаяла и исчезла моя злость на этого человека.

Забегая вперёд, сообщу, что спустя многие годы сплочённой, тесной и дружной совместной работы, сам Алексей Георгиевич с улыбкой так представлял меня некоторым высоким гостям: «Это – единственный человек на заводе, которого я четыре раза увольнял и трижды сокращал, а он продолжает со мной работать, и я его ни на кого не променяю!»

Алексей Георгиевич – это ледокол, атомный! Вокруг Баранцева всё двигалось подобно доселе невиданной человеческой «мурмурации» /есть такой эффект в арсенале Матери-Природы/ — видео (птиц или рыб) можно легко найти и посмотреть в поисковой системе и в полной мере насладиться этим зрелищем — тогда Вы поймёте, о чём я рассказываю. Нисколько не преувеличу, если скажу, что это были «золотые» годы и для завода, и для Братска. Без малого почти три года его фамилию каждые сутки разные люди произносили сотни и тысячи раз. Из уст в уста передавали «в красках» и то, какой он? и что делает и каких успехов добивается. В большинстве случаев, глава любого города всегда находится в тесном контакте и взаимодействует с руководителями предприятий, особенно градообразующих. Почему не случилось «большой дружбы» между Генеральным директором ОАО БрАЗ и мэром города Братска? – трудно сказать однозначно: кто-то говорил про их разное видение на деятельность компании; кто-то говорил «про двух медведей в одной берлоге», кто-то – про ревнивую зависть и т.п.; ясно одно – не нам вдаваться во все подробности, истинную причину знают только двое: Алексей Георгиевич БАРАНЦЕВ и Александр Константинович ПЕТРУНЬКО .

 

Баранцев сам создавал стандарты! Это ему принадлежит фраза: «Мы с вами не настолько богаты, чтобы позволять себе покупать б/у». Он умел давать подчинённым такие поручения и задания, что при их выполнении они на 100% вписывали свои имена в заводские страницы. Например, под непосредственным руководством заместителя директора по капитальному строительству — Владимира Гаевича ГОЛУБЕВА /ФОТО 9/ так качественно и надёжно сделали автодорогу на завод и подъездные пути на промплощадке, что долгих два десятилетия(!) они не нуждались в ремонте. Кроме этого, совместно с работниками РСЦ /Александр Геннадьевич СУШКОВ/, были обустроены и пункты пропуска, и вышки охраны по всему периметру завода. А на месте прежних пустырей и свалок появились цивилизованные контролируемые стоянки для личного автотранспорта бразовцев /до этого момента долгие годы кража колёс, угоны машин были настоящей головной болью людей/. Баранцев учил бережливости и бережному отношению к результатам и своего труда и труда других людей. Многие помнят, как однажды, водитель КАМАЗа, случайно, не рассчитал градус поворота колёс и «чиркнул» чёрным резиновым скатом по белому, свежевыкрашенному бордюру и оставил полосатый развод – Генеральный так лютовал, что его трубный голос слышал весь завод… А гневаться Генеральный умел филигранно: провинившегося он мог «запилить» глазами, в особых случаях – разложить на нейтроны и атомы, просто «выжечь» своим взглядом. Один из немногих, кто мог «потушить пожар» Баранцева, был директор по персоналу Юрий Алексеевич НОВИЧКОВ – человек уравновешенный, спокойный и очень мудрый.

Алексей Георгиевич любил завод, наверное, так же как родители любят своих детей. Совершенно точно известно, что он «на дух» не переносил воровство, несунам и прочим крадунам не было никакой пощады: «Попробуйте мне только хоть один гвоздь с завода вынести!» — нередко предупреждал Баранцев. Как известно, язык и артикуляционные особенности – основные маркеры культурно-языковой идентичности человека. У Баранцева была своя, особая и неповторимая фонетика (утверждаю это совершенно точно, как профессиональный вокалист). Баранцев обладал абсолютно мужским тембром голоса! Его тембр мог быть тёплым, как велюр; проникновенным и вкрадчиво-тихим, как июльский нежный бриз; и бархатным в определённые моменты; и до такой степени металлически-холодным, словно бы он стылой изморозью крещенского мороза покрывал структуру металла – такая в нём звенела сталь! Грамотно пользуясь культурными и семантическими регистрами, Баранцев чётко понимал – что такое можно и что такое нельзя, и обладал исключительным лингвистическим «навыком» — он мог так безукоризненно поставить задачу, используя только ненормативную лексику, что её понял бы даже космический пришелец. Мне кажется, что Баранцев имел ту же группу крови, что и все люди Земли, вместе взятые. Он мог разговаривать с любым человеком и со всеми так, что было всё предельно ясно и понятно. На любом языке.

Игорь Кравцов

Продолжение следует.

1 712
Поделитесь в соцсетях