Заводы и власти отчитались, что воздух в Братске стал в разы чище. Поверим?

Заводы и власти отчитались, что воздух в Братске стал в разы чище. Поверим?

 

Я коротко и понятно постараюсь рассказать о том, что вчера обсуждалось на «круглом столе» в мэрии Братска по программе «Чистый воздух». Он прошёл по инициативе Минприроды России, где участвовал его представитель – руководитель проектного офиса федеральной программы «Чистый воздух» Максим Корольков. Накануне он прилетел из Москвы, посетил крупные предприятия города, и,  как сам признался, запах ощутил уже на выходе из самолёта, поэтому у меня затеплилась надежда, что курировать решение атмосферных проблем Братска будет вовлеченный и компетентный человек.

Сами замерили – сами отчитались

На собрании промышленников и чиновников звучало много (даже слишком) хороших слов и восхищений по поводу проделанной в части экологии работы. Сделано так много, что даже не ясно, зачем мы все тут собрались.

Все промышленники стараются, а БрАЗ даже заявил, что в три раза сократил выбросы бензапирена за последние годы. Правда, представитель Росприроднадзора в конце робко возразила, что это вряд ли возможно, ведь подсчитать объем пока нельзя – нет соответствующих методик, а специализированная лаборатория только появится в Братске в структуре Росгидромета в скором времени.

После этого момента мне стало ясно, что все декларации промышленников о многократном снижении объемов выбросов основаны в большей степени лишь на их собственных данных, и я уточнила этот вопрос у главы Группы «Илим» в Братске Андрея Ванчукова. Да, действительно, какие объемы заявляем и какие данные контролёрам подаём, такие итоговые результаты и ложатся в основу многочисленных отчётов и рапортов. Можно ли считать эти данные корректными, честными и объективными?

Почему отказались от снегохимического анализа?

Как осуществлять независимый контроль? Есть в Братске посты по замерам ряда компонентов, но непосредственно объем можно считать в том числе при помощи снегохимического анализа и анализа почв. Об этом вообще вчера никто не сказал ни слова, а от снегохимического анализа власти Братска решили отказаться, так как эти данные, как оказалось, не являются нормативными и не существует закона и регламентов, по которым эти данные могли бы котироваться. Об этом недавно сообщил главный эколог Братска Николай Юшков. И как же я была удивлена, что вчера, при нахождении в Братске такого высокого чиновника, Юшков этот вопрос при нем не поднял. Почему не озвучил инициативу, что снегохимический анализ нужно узаконить и пользоваться этими данными? Что нужно почвы смотреть, и тогда мы легко увидим, в каком объеме фтор или алюминий оседает в Братске. Но Юшков не задал ни одного вопроса. Ни одного!

«Илим»: много продукции и много вони

О чем спрашивала я? В первую очередь, меня волновали выбросы Группы «Илим». Надо отдать должное природоохранному прокурору Владимиру Мартюшову: он осуществляет реальный надзор за очистками на БЛПК, выявляет нарушения и понуждает исправлять. И Андрей Ванчуков не стал отрицать это, что меня удивило – обычно предприятия всё отрицают. Глава БЛПК признал, что на заводе периодически случаются аварии, и тогда очистки выдают больше выбросов. Это те самые «ядовитые» вонючие выбросы, которые так бесят горожан. Я с огромным удивлением узнала, что «Илим» в Братске уже ставит планку по выпуску в 1,5 млн тонн продукции в год! Это колоссальный объем, с момента модернизации в 2013 году он вырос на 50%. А теперь скажите, уважаемая аудитория, если гнать так бешено продукт и повышать производительность, можно ли избегать аварийных ситуаций?  Вопросы о том, выросло ли количество рабочих мест, уровень зарплаты и сколько леса выпиливается, сформулирую коротко: места сокращают, платят мало, а пилят очень много.

 

Корольков нас услышал и справедливо заметил, что не должно быть аварийных ситуаций на таких производствах. А я считаю, что приоритетом таких гигантов не может быть только объем и план производства: приоритет – это 230 тысяч человек, проживающих в городе. И верно в своей короткой, но очень ёмкой речи отметил прокурор: режимы НМУ необходимо соблюдать. Раз он говорит об этом, значит, не соблюдаются либо соблюдаются формально – и все мы это прекрасно чувствуем в дни неблагоприятных метеоусловий.

Если ПДК в норме, значит, выбросов не существует?

И еще немного о молчании ответственных лиц. Представитель Росприроднадзора высказалась о том, что когда в городе очень сильно пахнет, их лаборатория самостоятельно по своей инициативе делает замеры и с удивлением обнаруживает, что превышений ПДК по меркаптанам нет. И тут мне бы хотелось напомнить, как представитель этого же ведомства в 2020 году после ужасного выброса в Братске перед депутатами регионального парламента признался, что ПДК (предельно допустимые концентрации) по дурнопахнущим газам в России, решением главного санитарного врача, несколько лет назад были снижены в 30 раз. По некоторым другим данным – и в 60 и чуть ли не в сотни раз. И мне интересно, почему Росприроднадзор, как и главный эколог Юшков, вчера об этом не сказали? Не выступили с инициативой о том, что пересмотреть ПДК пора. Вопрос ведь к Минприроды и к депутатам вполне уместный. Так ведь можно все ПДК пересмотреть, снизить и радостно отчитываться, что у нас превышений вообще никогда не бывает. Это же клоунада получается и тогда все контролирующие органы нужно сокращать – зачем они нужны, если все выбросы – в рамках закона?

Формальная газификация экологию не улучшит

Большой блок встречи был посвящен вопросу газификации Братска. Я понимаю, что это тренд и личная репутация губернатора, но нужно объективно смотреть на вещи. Вчера говорилось о газификации жилого района Сухой и Осиновка… Вы серьезно? Да это самые экологически чистые районы Братска в большой отдаленности от заводов-загрязнителей. Газифицировать нужно угольные ТЭЦ – только тогда будет ощутимый экологический эффект. Глава ТЭЦ-6 Сергей Коноплев, отвечая на мои вопросы, признался, что перспектива газификации ТЭЦ-7 заморожена. А ведь еще год назад он отчитывался, что централь стремительно идёт к этой цели и даже занимается проектными работами, но сегодня они приостановлены.  (Надеюсь, на БрАЗе также не свернут проектные работы по строительству новых корпусов завода, над чем сейчас, по заявлению директора завода Евгения Зеникина, работают 130 проектировщиков).

Прокурор сообщил, что газификация тормозится из-за отсутствия федерального финансирования – тянуть трубопровод с Зябы Братского района это миллиарды рублей. Также существует проблема с ГРМ (газораспределительный механизм) в 45 квартиле Гидростроителя. Подробности он не уточнял, но судя по всему, там проблема серьезная.

Отмечу, что консервация Галачинской ТЭЦ впереди, к этому ведутся большие работы – всё лето горожане видели, как прокладываются трубы через весь Братск в сторону ТЭЦ-6. Коноплев заверил, что переброс мощностей на ТЭЦ-6 не усугубит экологическую обстановку вблизи этой централи, а напротив, даже улучшит – эффективность котлов выше, чем на Галачинской.

Доверия к СМИ нет

В завершении – об общественности. Ее тревогам и представлениям о выбросах в городе было посвящено немало времени. Было предложено странное решение: больше информировать о том, что делается для решения экологических проблем. Чиновникам кажется, что они недостаточно правильно и доступно рассказывают об этом и нужно усилиться. Я вчера посмотрела запись о модернизации БрАЗа на БСТ: за час – 2 лайка. Не интересны людям сюжеты законтрактованных прикормленных СМИ. При всём уважении к коллегам – вам никто не верит. Вы столько лет рассказывали горожанам, что экологической проблемы не существует. Так кто же теперь будет вас слушать? Все себя загнали, на самом деле, с  этим экологическим пиаром в угол. Нужен не пиар, а реальные шаги. Ощутимые нашими носами и лёгкими. Всё – другого не существует.

И в завершении скажу, что 2 года прорываюсь на БрАЗ – не пускают. Публично говорят: приходи – и на этом всё. И господину Зенкину вчера, может быть, вместо выволочки в мой адрес по поводу того, что я слишком резко высказываюсь о заводах, называя их загрязнителями, стоило сказать: «Лена, приходи на завод – я всё тебе покажу и докажу, как ты неправа и в каких, на самом деле, достойных и безопасных условиях работают металлурги, на которых держится весь Братск». Вот этих слов и шагов я жду, а не шапкозакидательских отчётов и рапортов о том, как всё хорошо и идеально.

Большое спасибо за внимание!

Елена Кутергина

Фото автора и Игоря Конина (сделаны на БЛПК на прошлой неделе).

1 320
Поделитесь в соцсетях