«Белые голуби» на братской сцене: историческая память — это важно.
У меня сегодня спрашивают: «Елена, вы что, всерьез считаете, что тема исторической памяти важнее прогнивших труб и разбитых дорог»? Удивительно умеют ставить вопросы наши люди. Однако я отвечу. Да, эта тема также важна, как и многие другие насущные городские проблемы, и в рутине борьбы за благоустройство нельзя забывать о том, кто вообще построил наш город и дал нам жизнь. Это сделали фронтовики, поколение детей войны, и грош нам цена, если мы забудем о том, что они сделали для нас и не будем благодарны.
Но Братск не забудет. Я вчера побывала на новой постановке Дворца искусств Братска «Белые голуби» и в очередной раз убедилась, что и город наш, и историческая память здесь сохраняются и бережно хранятся. Не только властями и организациями, а, в первую очередь, персоналиями. «Белые голуби» — это личная инициатива и порыв режиссера Ольги Головиной, чью работу зал вчера приветствовал стоя.
Благодаря этой постановке мы познакомились с Ольгой. Я делала анонс спектакля и интервью с режиссером, потому что мне стало интересно посмотреть на человека, который дерзнул взяться за непростую тему узников фашистских концлагерей. Тема во многом политизированная и по сей день довольно закрытая. Ведь вернувшиеся из лагерей граждане СССР не были, увы, героями. Отношение к этому контингенту было настороженным. Поэтому материала, мемуаров, литературы сохранилось не так много, и Ольга собирала по крупицам свой сюжет.
Вчера мы пережили настоящий катарсис на постановке.
Всё началось с приветствия залом ветеранов разных воин, узников, которых при поддержке крупной городской организации пригласили на показ.
Ольга Головина использовала прием противопоставлений и показала на сцене мирную советскую жизнь до и после, счастливую добрую советскую семью и извращенную семью фашистских надзирателей. Важно, что режиссер не рассуждает, не рефлексирует, а четко и доходчиво проводит грань между добром и злом, не обеляя и не объясняя с какой-то человечной стороны фашистскую идеологию. Ей великолепно удалось показать чванство, мерзость и жестокость нацистов. Головина умело и неожиданно использовала возможности кинематографа, соединив его с происходящим на сцене. Пик эмоционального напряжения в зале, — это, пожалуй, прием с тенями немецких офицеров на экране, транслирующем кадры бомбежек и жизни узников в лагерях.
Образ Марлен – совершенно потрясающий, думаю, он не оставил равнодушным ни одного зрителя в зале. Великолепная игра и буря эмоций без излишнего натурализма. Через внешнюю красоту неожиданно показана жестокость – это посыл к тому, что зло может носить разные, искушающие подчас формы, но так важно во всём разобраться и выбрать сторону света и добра.
Ух, вот даже не верится, что в Братске делают такие вещи. Постановка получилась масштабной, в ней были задействованы все коллективы Дворца, реконструкторы, на сцене была настоящая форма тех времен, сделаны интересные декорации, не пожалели денег на костюмы, грамотно использованы эффекты, экран, свет, музыку. Это большая и серьезная коллективная работа, которую хотелось бы показывать и показывать братчанам, чтобы этот спектакль жил дольше нескольких премьерных дней накануне Дня Победы.
Закончился спектакль в фойе, где зрителей ждал вокальный номер возле фотозоны с белыми голубями. Это уже новые современные подходы к организации событий в домах культуры, и поблагодарю директора Ольгу Крампит за такие неожиданные форматы, было здорово и эмоционально. Ольга Васильевна всех приглашает и на историческую реконструкцию, также поддержанную Дворцом искусств. Она состоится 11 мая в Падуне – подробнее в афише.
Благодарю коллектив Дворца за серьезный вдумчивый подход к теме исторической памяти.