Шапошников: Интуитивно люди чувствуют, что с коронавирусом их обманывают
Не удержалась – сходила к одному из самых ярких кандидатов в мэры Братска осенью прошлого года Александру Шапошникову. В чем яркость? Александр провел кампанию на 700 тысяч рублей и набрал около 11% голосов, став заметным и востребованным политиком. Моя мама, кстати, голосовала за Александра, как и многие другие мои знакомые. Ему очевидно на пользу пошло участие в избирательной кампании – взвешенный, рассудительный, спокойный Шапошников рассказал о том, каким он видит Братск в новой коронавирусной реальности и что ждать жителям города в обозримой перспективе, к чему готовиться.
— Александр, чем ты сейчас занимаешься?
— Не хочу раскрывать пока всех карт. Подготавливаю проект в сфере сельского хозяйства в Братском районе. Ранее занимался сельхозпроизводством, мне интересна эта сфера, а сейчас она актуальна как никогда.
— В свете коронавируса?
— Да. Коронавирус отлично показал, чем нашей стране нужно заниматься, а чем – не нужно, что лишнее. Сельское хозяйство — одна из ведущих сфер, в которую необходимо вкладывать и которая обеспечивает основное – продовольственную безопасность государства и жизненную необходимость человека. В этом плане мы растеряли слишком много. Скажем, после войны, в 1946 году дойное стадо в стране было больше, чем сейчас. Или, мы сегодня гордимся, что продаем зерно за границу, а при СССР мы производили зерна больше и даже закупали его сами, потому что кормили зерном скот – производили мясо, молоко. Сегодня продаем зерно туда, а оттуда покупаем пальмовое масло, сухое молоко и т.д., то, что не имеет отношения к продовольственной безопасности и качественному питанию.
— Есть ли надежда, что в Братском районе эта тема возродиться? Начнут пахать и сеять, скот производить? А то вроде почитаешь отчеты властей – всё развивается в сельском хозяйстве, особенно после санкций и обвала рубля в 2014 году, а на деле?
— На деле ни шатко ни валко. После тотального развала в 90-е ничего конкретно в Братском районе существенно не развилось. Много причин. Количество фермеров не растет. Есть несколько мощных фигур, которые хотят и могут наращивать производство зерна, в том числе и продовольственного. Но нет переработки. Сегодня в очередной раз перед Россией уже коронавирус ставит очень простую и понятную задачу: нам нужно перестать ориентироваться на экспорт нашего сырья – не только в лесной промышленности, нефтянке, но и в первую очередь в сельском хозяйстве, и запускать своё производство — для себя, для своих нужд, для своего населения.
— Это глобальные вызовы. А что происходит со средним классом? Как чувствует себя малый бизнес конкретно в нашем городе?
— Думаю, в действительности в будущем в нашем городе будет всё не так плохо в целом по экономике. Относительную стабильность создают жители, работающие в крупных предприятиях, бюджетники, пенсионеры, которых примерно 40% населения. Остальные – сфера малого и среднего бизнеса, которые по сути выстраивают свою деятельность вокруг этих 40 % населения – никогда особо высокой прибыли не имели. Бизнес в Братске в последние годы был в состоянии борьбы за выживание, а сегодня перешел в осадное положение и стадию некоей войны. В нашем городе в сфере малого и среднего бизнеса мало уникальных услуг, от которых люди в любую секунду могут отказаться. В кризис как раз остается жизнеспособным только самое нужное и востребованное. В основном у нас бизнес занимается тем, что для людей является минимально необходимым и востребованным. Поэтому ситуация в экономике города со временем улучшится.
Конечно, часть с рынка так или иначе уйдет – это неизбежно. Кто не проявит гибкость и не сможет перестроиться, у кого нет запаса прочности, у кого кредиты, которые, несмотря на возможные отсрочки и каникулы, придется с чего-то отдавать – те уйдут. Без государственной поддержки просядет сфера строительства – непонятно, для кого строить, будут ли люди покупать жилье. Непродовольственные товары, общепит, одежда, обувь, техника – все эти сферы подвергнутся испытанию.
— А переход в онлайн? Насколько это вообще реально? Кстати, некоторые компании в Братске переходят, и довольно успешно, но это безумно сложно концептуально и дорого, несмотря на мнимую легкость.
— Есть сферы деятельности, в которых онлайн никогда не заменит реальность, также как радость живого общения, взаимодействия между людьми. В то же время те компании, которые смогут выстроить эту концепцию востребованности своего удаленного бизнеса, смогут привлечь в команды грамотных специалистов в сфере digital – виртуальной реальности, те несомненно получат продолжение своей деятельности. Ретроградам нужно переступить через себя и привлекать в команды людей, способных обеспечивать виртуальное, дистанционное функционирование бизнеса.
— А как ты оцениваешь управление городом в период пандемии? Я получаю много жалоб и непонимания от горожан. Есть какое-то ощущение нереальности происходящего…
— В городе в обществе есть непонимание из-за недосказанности, недоинформированности людей со стороны властей, да и власти сами, кажется, толком не понимают, что происходит и что с этим делать.
Например, не понятно, зачем большинство людей заперли дома, ведь всегда изолировали инфицированных, заболевших, находящихся в зоне риска людей. При этом, всем известно, что только свежий воздух и активный образ жизни способны поддержать иммунитет, который способен бороться с вирусами. Но нам его насильно ослабляют, заставляя сидеть дома. У нас нет такой скученности народа, можно было как-то продумать методы дистанцирования и выполнения санитарных норм, чтобы люди не сидели дома, а напротив как можно больше гуляли, просто не в близком контакте. Интуитивно люди чувствуют, что за коронавирусом скрывают какие-то проблемы в государстве и обществе, поэтому режим самоизоляции абсолютно не работает.
В России от коронавируса умерло около полутысячи человек А от пневмонии ежегодно умирает в среднем 30 тыс. человек. Люди видят несоответствие мер логике, поэтому история с пандемией стала обрастать иронией.
— И напоследок совет от тебя, как от опытного экономиста: чего нам всем ждать в ближайшем будущем и как себя вести? Тратить деньги или нет? Вдруг они обесценятся, наши последние крохи? Что бизнесу предпринять в первую очередь?
— Надо все ситуации рассматривать индивидуально. Деньги обесценятся так или иначе, это уже происходит, и связано не только с пандемией, но и ценами на нефть, там тоже высокая нестабильность. В целом я бы советовал бизнесу и жителям сделать запас того, что необходимо вам в первую очередь для жизнедеятельности и ведения дел. Хотя бы на полгода. Да, лучше на это потратиться, чем держать в кубышке. Выстраивайте свою жизнь и деятельность так, как будто эта ситуация будет всегда, тем самым вам будет легче вернуться к обычной жизни.